Украина. Последствия технического дефолта

22 сентября 2015 года украинское правительство ввело в действие распоряжение № 978-р о частичном моратории на выполнение внешних долговых операций. Этот шаг стал закономерным итогом и подтверждением несостоятельности руководства страны во главе с Порошенко и Яценюком. Украина полтора года брала огромные деньги у зарубежных инвесторов, обещая им фантастические условия сотрудничества на фоне экономических, политических, социальных достижений в государстве. Все заявления на деле оказались мыльным пузырем, который привел к состоянию технического дефолта, объявленного стране 4-го октября 2015 года международной организацией свопов и деривативов (ISDA). Какие последствия стоит ожидать Украины от этой ситуации? Давайте разберемся.

Развитие ситуации на внешнем рынке

Первый шаг, который стоит ожидать в самое ближайшее время от ISDA –выставление долговых обязательств Украины на аукцион. Естественно это привлечет различных международных коллекторов, которые наживаются за счет выбивания долгов с неплатежеспособных государств и крупных организаций. С высокой долей вероятности участниками аукциона станут компании Aurelius, Elliot, которые «не одну собаку съели» забирая последнее с дефолтного правительства Аргентины, таких крупных компаний как: Dubai World, Citadel Broadcasting, EFHC и другие.

Какие будут последствия:

• Многочисленные судебные иски в различные международные правовые организации, где Украине потребуется тратить дополнительные деньги на собственную защиту – при явно проигрышной позиции.

• Арест заграничного имущества и возможные требования к продажам государственных предприятий по бросовым ценам внутри страны.

И это только последствия, связанные с действиями международных коллекторов! Объявление технического дефолта ведет практически гарантированному понижению рейтинга кредитного доверия страны на мировой арене. О чем, собственно, уже и заявило международное рейтинговое агентство S&P, опустив рейтинг Украины до отметки «D» – дефолт. А ведь ISDA давало время украинскому правительству одуматься – перенеся свое решение о признании технического дефолта с 22-го сентября на 4-е октября! Низкий кредитный рейтинг автоматически отпугивает от страны большинство частных финансовых структур, которые обычно имеют внушительную долю в финансировании экономики различных государств. В партнерах Украины остается практически только МВФ. Но и здесь есть одно «но»: международный валютный фонд управляется представителями различных государств, а Россия является одним из главных участников этого процесса. Конечно, одна РФ не может заблокировать решение МВФ по выделению очередного кредита Украине. Зато это могут сделать сообща страны БРИКС, доля которых приближается к 15 процентам квот – именно этот порог гарантирует блокировку абсолютно любого решения МВФ!

Чего ждет Россия? Конца 2015-го года, когда Украина должна отдать долг в размере 3-х миллиардов долларов. Именно при официальном отказе украинской стороной выполнять свои обязательства РФ может начать процедуру блокировки финансирования страны посредством МВФ. И это прекрасно понимают украинские политики, хотя на словах хорохорятся, заявляя о своей твердой позиции по данному вопросу – некоторые вообще говорят, что деньги брало правительство Януковича и, следовательно, оно должно отдавать их. Но такой подход не приемлем в международных отношениях. И это прекрасно понимают абсолютно все! Например, почему Россия отдает долги СССР, хотя той страны уже не существует?

Последствия на внутреннем рынке страны

Отсутствие внешнего финансирования практически всегда ведет к стагнации экономики. Конечно, можно этого избежать, обладая хорошей производственной базой товаров, которые востребованы в мире. То есть когда существует внушительный положительный баланс между экспортом и импортом. Но этого нет на Украине. Основной международный продукт страны производился предприятиями аэрокосмической и военной отраслей. Но аэрокосмическая промышленность была максимально интегрирована в российские предприятия, а военпром показал себя за последние годы с очень плохой стороны (отказ в выполнении контрактов, неудовлетворительные результаты сотрудничества и так далее).

То есть Украина будет вынуждена рассчитывать только на собственные ресурсы. И здесь существует только три варианта, каждый из которых ведет к краху политической карьеры современной украинской власти:

• Стимуляция экономики за счет выпуска дополнительного количества денежных средств. Приведет к гиперинфляции и еще большему обеднению населения страны.

• Получения необходимых средств за счет экономии на других внутренних государственных обязательствах – невыплата зарплаты, пенсий и так далее.

• Оставление проблемы в современном состоянии – трата последних сбережений, пышный уход в отставку.

Вопрос заключается только в том, кто готов сменить нынешнее украинское правительство и взять на себя ответственность за весь скоп проблем, которые оставят после себя Порошенко и Яценюк?