Ученые доказали: Для выращивания клеток мозга можно использовать кожу пациентов

Впервые, ученые могут использовать образцы кожи для выращивания мозговых клеток. В отличие от аналогичных исследований методика основывалась на пожилых пациентах, что позволит без биологического омоложения выращивать необходимые клетки мозга. Особенно это актуально для пациентов с болезнью Альцгеймера и Паркинсона, чей возраст достаточно высок при этих патологиях.

Авторами исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Cell Stem Cell», стали специалисты лаборатории генетики Института Солка.

Данное исследование позволяет определить возможные патологические механизмы нервных клеток на молекулярном уровне, что важно, как здорового старения, так и при различных заболеваниях.

За последние несколько лет, исследователи все чаще обращаются к стволовым клеткам для изучения различных заболеваний у человека. Например, ученые могут взять клетки кожи пациентов и превратить их в индуцированные (внедряемые) стволовые клетки, которые обладают способностью стать любым типом клетки в организме. И далее после внедрения, стволовые клетки превращаются в необходимые клетки головного мозга. Но этот процесс, даже при съемке клеток кожи от пожилого пациента, не дает гарантию аналогичных «старых» свойств для стволовых клеток.

Поэтому в связи с угрозой биологического отторжения, был и изучен другой способ получения необходимых клеток.

Ученые собрали клетки кожи от 19 человек, в возрасте до 89 лет, и побудили их переформироваться в клетки головного мозга, благодаря использованию индуцированной техники плюрипотентных стволовых клеток с прямым преобразованием. Затем они сравнили образцы имеющихся геномных наборов пациентов, с геномными наборами полученных нейроклеток.

Как и ожидалось, результаты в нейронах были неотличимы между новыми и старыми образцами.

Нейроны имеют возрастные различия, так называемые «геномные экспрессии», что ранее делало невозможным применение стволовой терапии для пациентов с болезнями Паркинсона или Альцгеймера.

Теперь, когда прямое преобразование клеток кожи в нейроны мозга было достигнуто с возможностью сохранения «биологического возраста», исследователи считают о возможности репродуцирования и других органов, в том числе сердца и печени.