Катастрофа рейса 7K9268: анализ возможных причин

56348910ec2c2_opublikovan_spisok_passazhirov.jpg


Airbus A321, принадлежащий российской авиакомпании «Когалымавиа», потерпел катастрофу 31-го октября 2015-го года на территории Северного Синая (Египет). Авиалайнер вылетел из международного аэропорта Шарш-эх-Шейх в 6:51 и исчез с экранов радаров через 23 минуты после начала полета. Самолет направлялся в Санкт-Петербург. На борту: 217 пассажиров (25 детей), 7 членов экипажа. Четыре гражданина Украины, один – житель Беларуси, остальные имели паспорта Российской Федерации. Все, кто находился на борту – погибли.

Катастрофа рейса 7K9268

Расследованием катастрофы занимаются представители египетской стороны, к которым подключились специалисты из России. Согласно правилам подобных расследований, принятых в РФ, минимальный срок обнародования результатов – 30 суток, то есть даже при полном понимании причин катастрофы, нам придется ждать месяц до официального обнародования итогов работы экспертов.

Тем не менее, уже сейчас можно сделать некоторый анализ причин крушения российского авиалайнера, с большой долей вероятности.

Существует несколько основных причин крушения самолета:

• Ошибка пилотов и диспетчерских служб.

• Полет при сложных климатических условиях.

• Теракт на борту, повреждение самолета ракетой извне.

• Технические неполадки.

1. Ошибка пилотов и диспетчерских служб.

Маловероятная причина катастрофы рейса 9268. Большинство ошибок, которые совершают пилоты самолетов, и которые приводят к катастрофам, происходят при взлете/посадке воздушных судов. Российский Airbus A321 удачно взлетел из египетского аэропорта, набрал достаточную высоту – перешел в штатный режим полета. На момент катастрофы диспетчерская служба полностью выполнила свою работу, выведя авиалайнер на заранее утвержденный курс. Пилот самолета Валерий Немов обладал достаточным опытом в управлении авиалайнерами. На его счету – 12 000 часов полетов, из них 3860 – на Airbus A321. Все это говорит о практически нереальности первого варианта.

2. Полет в сложных климатических условиях.

Вероятность практически сводится к нолю. По сведениям Российского гидрометцентра, погода была хорошей для проведения полета: переменная облачность, видимость в пределах 5-8 километров, без осадков.

3. Теракт на борту, повреждение самолета ракетой извне.

Практически сразу после катастрофы ряд авиакомпаний заявили об изменении маршрутов своих самолетов, пролетающих через этот район. В частности, это: FlyDubai, Air France, Lufthansa, Emirates Airlines, ряд российских авиакомпаний. Безусловно, причина такой предосторожности есть, так как различные террористические группировки действуют на территории Синайского полуострова с 2011-го года. Масло в огонь добавили некоторые СМИ, которые разместили на своих страницах заявление ИГИЛ о взятии ответственности за катастрофу рейса 9268 на себя.

Против подобного варианта развития событий выступает несколько фактов:

• Пилот самолета попросил аварийную посадку в Каире, которая связана с техническими неполадками. Если бы в самолет попала ракета, то до диспетчеров такая информация была бы доведена в первую очередь.

• Во время потери связи с диспетчерами самолет находился на недостижимой для переносных ПЗРК высоте. Сбить лайнер можно было только с одной из систем ПВО, которых, по официальным данным, нет у представителей местных террористических организаций.

• Первичное обследование остатков самолета не выявило повреждений, характерных при попадании ракет.

Тем не менее, предосторожности авиакомпаний вполне объяснимы, так как в регионе наблюдается достаточно сложная обстановка в связи с большим числом очагов военных действий (Израиль, Йемен, Сирия и так далее).

4. Технические неполадки

Скорее всего, именно этот вариант назовут, как причину авиакатастрофы рейса 9268.

Самолет, который потерпел крушение 31-го октября, ранее уже был поврежден: в 2001-ом году, при заходе на посадку, лайнер очень сильно ударился хвостовой частью о покрытие посадочной полосы и простоял несколько месяцев в ремонте. То есть, предел прочности корпуса этого Airbus A321 был понижен. Конечно, самолет был починен, но существуют сведения о, как минимум, двух авиакатастрофах, причинами которых были ремонтные работы, последствия которых, могут проявиться через достаточно продолжительный период времени:

• 12.08.1985. Крушение самолета японских авиалиний. Количество жертв – 520 человек.

• 2002 год. Крушения китайского пассажирского лайнера. Количество жертв – 224 человека.

Самолет компании «Когалымавиа» совершал чартерные рейсы, то есть работал под максимальной нагрузкой. По имеющимся сведениям, рейс 9268 был 17-м только за последние семь дней. Следовательно, авиалайнер делал более двух полетов в течение одних суток! Каждому вылету самолета предшествует технические работы, проводимые местными службами. Международный аэропорт Шарш-эх-Шейх ежедневно обслуживает около 60 рейсов – самолеты постоянно взлетают и садятся, поэтому техническая служба работает при максимальных нагрузках. Существует вероятность ошибки, недосмотра? Существует. Особенно если учесть, что российским самолетом занимались 35 минут (ntv.ru)! Что можно сделать за это время? Проверить электронную начинку? Выполнить тест двигателей? Проконтролировать количество топлива? Даже обычный автомобиль нельзя полностью проверить за этот время, а что говорить о более сложном и крупном самолете? Скорее всего, состояние корпуса и других механических компонентов не было проверено на должном уровне.

Еще одним важным нюансом, который мог привести к катастрофе, может быть постоянная смена пилотов. То есть, люди не были привыкшие к определенному борту, могли плохо знать некоторые особенности именно этого самолета. Этот фактор хорошо известен многим автолюбителям, которые могут управлять своими транспортными средствами практически с закрытыми глазами, но испытывают затруднения, находясь за рулем чужого автомобиля.

Поэтому наш анализ причин катастрофы привел результату, что лайнер Airbus A321 потерпел крушение по совокупности нескольких факторов:

• Снижение прочности корпуса из-за полученного ранее повреждения хвостовой части.

• Отсутствие времени на проведение качественного осмотра и техобслуживания лайнера.

• Максимальная нагрузка на самолет, из-за большого числа рейсов, совершенных за последнее время.

• Недостаточное знание пилотами особенностей именно этого самолета.

Подтверждением этого прогноза является то, что самолет, скорее всего, развалился в воздухе, не долетая до земли. Об этом говорит характер разброса обломков и тел жертв катастрофы, некоторые из которых были найдены на расстоянии 8-ми километров от эпицентра крушения.

После этой катастрофы в сети появилось большое число гневных высказываний о том, что самолет был старый. Такие комментарии могут оставлять люди, которые совершенно далеки от авиации. Потерпевший крушение авиалайнер, находился в эксплуатации 18,5 лет. И это не срок для подобной техники. Самолет – очень дорогая техника, и его не списывают через 5-10 лет использования. Сегодня многие авиакомпании мира эксплуатируют и более старые воздушные судна, не видя в этом каких-то проблем.

Какими бы не были причины катастрофы, но уже ни что не вернет жизнь 224-х человек, погибших 31-го октября 2015-го года. Поэтому правительству РФ следует сделать все, чтобы наказать виновных, помочь родственникам погибших, предотвратить в будущем аналогичные ситуации.