Ученые обнаружили ближайшую к Земле потенциально обитаемую экзопланету

Астрономам из Австралии удалось выявить теоретически пригодную для появления и распространения жизни экзопланету, «прятавшуюся» в созвездии Змееносца. Она располагается на расстоянии всего лишь четырнадцати световых лет от земной орбиты и вращается возле Wolf 1061, как говорится в отчете об исследовании, напечатанном на страницах авторитетного мирового издания The Astrophysical Journal Letter.

По словам планетолога Данкана Райта, открыть эту планету было необыкновенно интересно, поскольку все 3 планетные системы красного карлика Wolf 1061 имеют сравнительно малые для космоса размеры и вес. Средняя из них, Wolf 1061c, расположена в центровой части т. н. «зоны жизни», в которой вполне может быть и влага в её обычном жидком состоянии, а самое главное – имеются условия для появления жизни.

Открытие Райту с единомышленниками удалось сделать в процессе наблюдения за созвездием Змееносца посредством передового оборудования HARPS, которым был снабжен большой телескоп (3,6 метра) в чилийской обсерватории Ла-Силла. Этот высокоточный прибор отыскивает планеты по «раскачиванию» звезд и привычным для них спектральным сдвигам (возникают из-за гравитационных «контактов» со спутниками).

Правда, сила улавливаемых «дрожаний» обусловлена весом экзопланет и тем, на какое расстояние они удалены от солнца. Потому такая поисковая методика не подходит для обнаружения значительно удаленных объектов, вроде Сатурна. А вот при поиске планет, соседствующих с красными карликами, характеризующихся пониженной светимостью и спокойствием характера, она показывает себя на «отлично».

Во время наблюдений за одним из подобных объектов — Wolf 1061 – ученые обнаружили сразу 3 экзопланеты, обращающихся вокруг светила одна за пять, другая за восемнадцать, а третья – за шестьдесят семь дней. При этом первая из планет, вероятно, безжизненна, поскольку её поверхность сильно нагревается. Её масса меньше прочих, но превышает земную почти в 1,4 раза.

Вторая планетная система расположена по центру «зоны жизни» карлика, её вес раза в 4-ре больше земного, при этом Wolf 1061c – это вовсе не «суперземля», а уменьшенный аналог газового гиганта Нептуна и ему подобных.

Похожими параметрами может похвастаться и 3-тья планета, условно называемая Wolf 1061d, радиус который вдвое превышает земной, а вес – пятикратно. Располагаясь у крайней черты «жизненной зоны», по мнению планетологов, она вполне может обладать необходимыми для жизни характеристиками.

Как итог, все планеты-спутники Wolf 1061 превратились в новых «любимчиков» планетологов, переплюнув популярность карлика Gliese 667C из созвездия Скорпиона (находится в двадцати двух световых годах от земной поверхности). Вокруг последнего вращение осуществляют шесть планет, половина из которых расположены в «зоне жизни». Но если с нашей планеты их увидеть крайне затруднительно, то «спутниц» Wolf 1061, за счет сравнительно малого расстояния, рассмотреть гораздо проще. Для этого нужно иметь доступ к транзитным телескопам, вроде «Кеплера», его наследника TESS и т. д.