Ученые разобрались, как на самом деле менялся тибетский ландшафт

Команда ученых из Великобритании и Китая обнаружила новые доказательства того, что тибетский климат не был настолько сухим, как это предполагалось ранее, а само плато располагалось ниже. Доказательством новой теории стали окаменелые пальмовые листья возрастом в 25 млн лет, которые обнаружили три года назад.

Новое исследование, соавторами которого являются ученые из Школы географических наук Бристольского университета, предполагает, что центральный Тибет располагался не выше 2,3 км. над уровнем море. На его территории были большие озера, окаймленные субтропической растительностью и глубокие скрытые долины.

Ранее геологи предложили, что Тибетское плато располагалось выше 4 км над уровнем море. Это почти соответствует текущим показателям. Тем не менее, обнаружение окаменелых пальмовых листьев показывает, что область располагалась намного ниже.

Предположения относительно высоты основываются на чувствительности пальм к холодным температурам. Также был применен новый симулятор климатических моделей, который моделирует возможные зимние температуры на древних ландшафтах.

Исследование показало, что только центральная долина размером в два километра, окаймленная с севера и юга высокими горами (более 4,5 км в высоту), создавала условия, в которых могли расти пальмы, в том числе и в самые чувствительные к холоду периоды.

Профессор Тао Су Ксишуангбанна из Тропического ботанического сада при Китайской академии наук уточнил: «Мы собрали эти пальмовые окаменелости в бассейне Лунпола летом 2016 года. Мы были взволнованы этой находкой, особенно крупным листом с черешком. Пальмы являются хорошим палеоэкологическим индикатором из-за их ограниченного распространения в тропических и субтропических регионах в наше время».

Профессор Роберт Спайсер из Университета Опен добавил: «Обнаружение этих окаменелостей в сочетании с междисциплинарным исследовательским подходом трансформирует наши знания о древнем тибетском ландшафте и о том, как Тибет формировался. Речь уже не идет о столкновении плит».

Эта новая находка вносит некоторую ясность в давно продолжающиеся споры относительно высоты Тибета в древности. Ранее оценка выполнялась на основе изотопных методов, которые демонстрировали большие высоты, почти на текущим уровне. А оценка на основе окаменелостей дает другой результат.

Это может быть объяснено тем, что изотопы с гор попадают в озера с дождевой водой. Растения же и животные не могут пережить такую «транспортировку», поэтому отображают условия непосредственно в месте находки.

Похоже, что еще 25 миллионов лет назад тибетский ландшафт состоял из высоких гор и глубоких долин, а в плато превратился недавно после сжатия с индийской стороны. В результате осадочные породы подняли дно долин минимум на 2,5 км. На данный момент высота над уровнем моря составляет 4,6 км.

Это важно для ученых, которые пытаются больше узнать о том, как эволюционировала разнообразная Азиатская биосфера, как работает система муссонов, и как развивался местный ландшафт.

Доктор Алекс Фарнсворт из Бристольского университета отметил: «Новые методы моделирования климата трансформируют современное представление о сложных процессах, которые протекали в течение стольких лет. Когда-то непроверенные гипотезы теперь можно оценивать с помощью новых методов моделирования климата, чтобы лучше понять, как он менялся».

Профессор Пол Вальдес, также представляющий Бристольский университет, добавил: «Результаты этого исследования не только помогают нам понять изменения тибетского ландшафта, но и дают дополнительную уверенность в том, что климатические модели, используемые для будущих прогнозов, являются надежным решением».

Исследование опубликовано в последнем выпуске журнала Science Advances.