Аналитика

Вторая подряд катастрофа Boeing 737 Max. Злой умысел или ошибки разработчиков?

10 марта 2019 года произошло крушение новейшей модели BOEING 737. Возможно, этому событию и не было бы уделено столько внимания со стороны СМИ, если бы не несколько интересных моментов, которые заставляют высказывать различных экспертов совершенно противоположные мнения об этой катастрофе, начиная об элементарном человеческом факторе и заканчивая «происками конкурентов». Рассмотрим все возможные варианты.

Дело в том, что относительно недавно произошло аналогичная ситуация с такой же моделью самолета. На основании двух бедствий сложно говорить о серии, но оба произошли при сходных обстоятельствах и на самолетах, введенных в эксплуатацию в 2017 году.

Поскольку 737 Max 8 является самой популярной версией всего семейства Max, то две катастрофы с перерывом в пять месяцев вызывают понятный интерес. Проблема, однако, не в Max 8, а во всей философии современной пассажирской авиации.

737 Боинг – самый популярный пассажирский самолет в мире. На сегодняшний день было продано 10 478 таких машин; большая часть из них до сих пор еще летает. Второе место на авиарынке занимает Airbus 320 – 8 605 проданных самолетов, также в основном все еще летают.

Первый экземпляр Boeing 737 был поставлен 9 апреля 1967 года, но сегодняшние 737 имеют мало общего со своими предшественниками.

Время от времени крупнейшая в мире авиационная компания Boeing выпускает машины нового поколения. В рамках новых разработок строятся несколько разновидностей, различающихся по размеру, по длине и вместимости корпуса, а также по вместимости топливных баков. Кроме того, у каждого покупателя есть свои индивидуальные пожелания относительно вариантов оснащения и конфигурации сидений в салоне.

Чем же отличается серия MAX от других моделей Boeing?

Boeing дал следующим поколениям следующие имена: Original, Classic, NextGeneration и Max. Изменения довольно радикальны:

  • новый тип двигателей (у 737 есть два);
  • структурные и аэродинамические изменения;
  • полностью обновленная авионика (пилотное и навигационное оборудование, конфигурация кабины);
  • новые системы управления и изменения в авиационных установках.

Поколение Max оснащено очень современным и экономичным двигателем LEAP-1B от консорциума CFM International (совместное предприятие между американской GeneralElectric и французским Safran, ранее Snecma).

Это двигатели с поразительными характеристиками, компрессор которых изготовлен из новых композитных материалов, дает сжатие 42: 1, а турбина изготовлена из композитной керамической матрицы, нанесенной на основу из высококачественной титановой стали (с примесью титана), благодаря которой лопасти турбины обладают удивительной долговечностью при воздействии высоких температур.

Классическая сталь при таких температурах больше похожа на пластилин, чем на металл. В Max было перепроектировано так же крыло, у которого, с подобной грузоподъемностью, намного меньшее сопротивление.

И шасси, и центральная часть планера были усилены так, чтобы самолет мог осуществлять полет с большей массой. Изменения также касаются, конечно, цифровой авионики, системы управления и кабины пилота, где использовались четыре больших ЖК-монитора.

Самое главное, ОСНОВНОЕ, – самолет управляется не напрямую, а с помощью компьютеров. Даже когда пилот управляет сам по себе, он контролирует сигналы для соответствующего устройства, которое сначала проверяет скорость, на какой высоте, под каким углом перемещается самолет, и после согласования (что, конечно, занимает доли секунды) отправляет сигнал на наклон соответствующего руля.

Это только один пример – компьютер учитывает еще много факторов. Вся система, конечно, зеркально отражена, так что отказ одной части системы управления вообще не заметен – другая система берет на себя нарушенную функцию и только сигнализирует об этом, а самолет продолжает лететь.

Пилот так же может включить автоматический режим и вводить информацию только с помощью ручной клавиатуры или кнопок, расположенных на экранах. Самолет под руководством электроники на базе искусственного интеллекта может самостоятельно изменить курс, подняться на более высокую высоту, пока не достигнет требуемого уровня плана полета, или пойти на снижение по мере приближения к месту назначения. Он может даже совершать посадочный маневр, захватывать траекторию передатчиков ILS (наземная система посадки приборов) или совершать плавную посадку.

Иногда пассажиры, аплодирующие после успешной посадки, не знают, что они аплодируют машине, ее конструкторам и программистам, а не капитану и первому офицеру в элегантной форме.

Поэтому, вероятно, только автоматизация и компьютеры являются причиной недавних несчастий. Если это подтвердится, Boeing будет нести прямую ответственность за предоставление самолета, в котором есть «ошибка» в компьютерной системе управления. На данный момент, конечно, пока ничего не известно и рано говорить о причинах.

Поэтому стоит предварительно рассмотреть первую аварию модели Max. Факты таковы. 29 октября 2018 года самолет индонезийского перевозчика LionAir вылетел из международного аэропорта Джакарта-Сукарно-Хатта. Машине было всего три месяца, она была поставлена в августе 2018 года.

Вся «начинка» систем на самолете практически идентичная предыдущему поколению 737NG – идея заключалась в том, чтобы ограничить подготовку экипажа до необходимого минимума. Трудно говорить о неопытном экипаже. Если пилоты умели летать на старшем Boeing 737 NewGeneration (несмотря на имена старше Max), то это не должно быть проблемой.

Но проблемы проявились сразу же. Заваливание – это явление, связанное с падением скорости самолета, когда пилот хочет сохранить высоту или даже подняться, а крылья не обеспечивают тягу из-за низкой скорости. Тогда самолет начинает падать, как камень, и никакие компьютеры не помогут. Если только они не обеспечивают восстановление скорости, увеличивая тягу двигателя и, переходя на снижение, ускоряют самолет.

Стоит обратить внимание на интеллектуальную систему против заваливания, потому что именно она, скорее всего виновата в возникновении обоих несчастных случаев. Хуже всего то, что ее нельзя отключить. Небольшое отклонение на 5-градусов закрылков по некоторым причинам прервало работу машины. Самолет «завалился» и упал в море, в итоге погибли все 189 человек, находящиеся на борту.

В следующей части рассмотрим «Что такое явление «заваливания» во время полета и почему оно может стать причиной катастрофы.

Похожие записи

Странная утечка от CNN – двойной агент Кремля

Отставка Болтона является явным признаком провала стратегии США «по максимальному давлению»

Как Brexit втянул британскую монархию в политические игры

Макрон вытесняет Германию от ведущей роли в ЕС

Изоляция России – большая ошибка Запада

Польша пытается уменьшить значимость СССР в победе во Второй мировой войне