Вторая подряд катастрофа Boeing 737 Max. Злой умысел или ошибки разработчиков? Часть 2

Интересное:

4982114.jpg

Заваливание является одним из самых опасных явлений, которые могут возникнуть во время полета. Давайте объясним это как можно проще. Несущая способность крыла зависит от скорости полета – чем выше скорость, тем больше сила, несущая самолет. Но подъемная сила также должна регулироваться, иначе скорость самолета будет постоянно подниматься или падать. Когда самолет наклоняет нос, подъемная сила увеличивается с заданной скоростью, а когда поднимает – уменьшается. Это происходит до  определенной точки. Когда возникает, так называемый, критический угол атаки, крыло внезапно перестает нести. Самолет проваливается вниз под действием притяжения, как простой металлолом, которым больше нельзя управлять. Существует минимальная скорость полета, при которой самолет остается в воздухе при достижении критического угла атаки. То есть: увеличивая скорость, вы можете удерживать самолет на заданной высоте с уменьшением углов наклона. Вот и вся философия.

Но все еще случаются случаи неконтролируемой потери высоты. Когда земля близко, это заканчивается катастрофой. Когда самолет выше, его еще можно вытащить из падения. Для этого необходимо  увеличить скорость двигателя до максимума, одновременно опуская нос. И пусть самолет немного нырнет, чтобы набрать скорость, прямо как машина, едущая вниз по склону. Это особенно актуально при прохождении поворотов, когда подъемная сила должна быть больше, чем при прямом полете.

Поэтому авиастроители хотят защитить свои самолеты от заваливания. Как? Конечно, с помощью современных технологий. Именно это и сделали разработчики при проектировании Boeing 737 Max. В нем реализованы алгоритмы для автоматического предотвращения заваливания. Когда возникает ситуация заваливания, компьютер наклоняет рули и опускает нос. Независимо от того, летит ли машина или человек управляет самолетом вручную. Почему нельзя его отключить? Потому что различные ситуации доказывают, что современные экипажи пассажирских самолетов, летающих постоянно на автопилоте, не могут распознать симптомы и признаки заваливания.

В качестве примера можно привести катастрофу Airbus 330 известной авиакомпании  Air France (основного конкурента Boeing), когда два теоретически хорошо обученных пилота в полете совершили аналогичную ошибку на высоте более 10 км над морем. Они погибли, не зная, что совершили роковую ошибку….

Что случилось с эфиопским самолетом?

Катастрофа 10 марта 2019 года это, скорее всего, по результатам проверки  будет повторением описанных ситуаций – заваливание в результате сбоя в работе интеллектуальной системы. Сложно сказать, что произошло, но полет этого самолета был рекордно коротким – всего через несколько минут полета, самолет 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, который вылетел из аэропорта Аддис-Абеба-Боле,  пропал с радаров.

Запись с наземного радара показывает, что самолет поднимался и опускался, затем снова и снова поднимался, опускаясь… Пока не рухнул. Подозрение упало на неудачную систему предотвращения заваливания.

Даже если это правда, то другой источник является неопределенным, а именно неверное указание скорости и угла атаки. На основании этих указаний машина работает. Почему эти показания были некорректными? Как сообщает экипаж индонезийского самолета, указание углов атаки между монитором капитана и первым офицером составило целых 20 °. Комиссии сейчас анализируют эти данные.

На сегодняшний день многие страны запретили до выяснения обстоятельств использовать модели данного самолета при перелетах. В России с 14 марта запретили пролет над территорией страны данных моделей.

Несколько международных авиакомпаний приостановили использование Boeing 737 Max. Первыми это сделали Эфиопские авиалинии и Индонезийское авиационное управление, а также Администрация гражданской авиации Китая. Все запрашивают объяснения у Боинга, который до недавнего времени пользовался рекордными заказами на новый самолет (5000 заказов и 350 доставленных Макс). Каждый экземпляр стоит от 100 до 135 миллионов долларов, в зависимости от версии.

Мы рассмотрели только одну из возможных причин катастроф новой модели Boeing 737. Возможно, она не подтвердится, и дело вовсе не в интеллектуальных системах, а, например, в человеческом факторе. В любом случае на сегодняшний день, когда многие компании пытаются разрабатывать системы автономного управления уже на уровне автомобильной промышленности, где ошибка может привести уже к гибели уже не сотен человек, а тысяч и десятков тысяч следует  разработать технологии предварительного контроля и  возможные защиты от возникновения таких ситуаций.