Культура

«Толкин»: жизнь, в которой фантазия встречается с реальностью

Все имеет историю происхождения, в том числе и художественные произведения. Эльфийские залы Ривенделла, грязные хоббитские дыры Бэг Энда и извилистые адские пейзажи Мордора погружают в потрясающую вселенную. Но не совсем об этом будет рассказывать биографический фильм Толкин, посвященный английскому писателю Джону Рональду Руэлу Толкину.

За десятилетия до публикации известных всему миру фантастических произведений, Толкин (появившийся на экранах кинотеатров) вовсе не такой, каким можно представить себе писателя-фантаста. Вместо солидного мужчины, курящего трубку и обдумывающего детали эльфийского языка, в фильме представлен молодой Толкин, проводящий время в Бирмингеме и Оксфорде, потрясенных Первой мировой войной.

«Мы так во многом похожи», – рассказывает режиссер фильма Доме Карукоски. «Когда я впервые узнал о его книгах, мне было 12-13 лет, на до мной издевались, и я был одинок. Толкин тоже был одинок, он рос без отца, поэтому я его во многом понимаю».

Фильм начинает с трагической битвы на Сомме, но переплетается с элементами детства и юности автора. Оставшись сиротой в 12 лет, Толкин кочует из одного дома в другой, пока не оказывается в церкви Бирмингема, где у него появляется три близких друга, и он организовывает Чайный клуб и барровианское общество, юношеский клуб друзей, преисполненных решимости изменить мир с помощью искусства. Одновременно с этим он знакомится с Эдит Братт, с которой у него завязываются отношения.

Для фильма используется классическое построение биографического произведения. Нам демонстрируют кусочки событий, которые в итоге и становятся началом потрясающих книг. Его мать рассказывает ему сказки о рыцаре, который убивает ужасного дракона. Вместе с Братт он отправляется посмотреть Кольцо нибелунга, оперу Рихарда Вагнера. А на полях сражений видит траншейную лихорадку, которую можно принять за Назгулов и Саурона.

«Он пока даже не знает, кто это. Он медленно выстраивает героев. Это даже не Назгул. Важно не только порадовать фанатов, но и отдать дань эпохе, в которой ты живешь», – отмечает Карукоски.

Кстати, Tolkien Estate, юридическое лицо, управляющее имуществом Толкина, в том числе авторскими правами на произведения, было против съемок фильма. То же самое было и во время создания шедевров Питера Джексона, а в итоге эти фильмы получили Оскар.

Увы, но фильм выглядит как взгляд на персону Толкина с одной стороны. Идеальной стороны. Никаких действий или происшествий, которые могут негативно сказаться на репутации автора, в фильме нет.

Но это не умаляет самой истории. Несмотря на отсутствие большого числа деталей, стоит отметить актерскую работу Лили Коллинз и Николаса Холта.

Достоверно известно, что Чайный клуб и барровианское общество, а также сражение при Сомме, в котором погибли два члена клуба, повлияло на Хоббита и Властелина колец. Такие темы как богатые против бедных, любовь против долга, свет против тьмы, дружба против смерти действительно затрагиваются в произведениях.

«Властелин колец – очень религиозная книга, а Сильмариллион – посвящена обществу, тому, как оно само себя развращает. Хоббит – это история развития. Спустя десятки лет люди все еще видят себя в этих историях», – подчеркивает Карукоски.

Похожие записи

Спин-офф «Игры престолов» о Доме Таргариен запущен в производство?

Меган Маркл пришла на запуск Smart Works в рубашке, брюках и украшениях принцессы Дианы

Вадим Ботнарюк

Сын Анджелины Джоли Мэддокс рассказал о Брэде Питте и их напряженных отношениях

Кендалл Дженнер появилась на вечеринке без штанов в сапогах до колена

Бред Питт рассказал о превращении «Однажды в Голливуде» в сериал

Что означает ритуал Чудь из хоррора Оно 2?