Как фотография черной дыры изменит будущие научные снимки

Первое в мире изображение черной дыры поразило весь мир. Однако сразу же перед учеными возникла новая задача – делать фотографии, которые будут более четкими и качественными. Главным образом для того, чтобы проверить общую теорию относительности Эйнштейна. Чтобы получить соответствующие данные, им потребуется два или три спутника, которые будут вращаться вокруг планеты в поисках черных дыр.

Ученые называют свое творение «визуализатор горизонта событий» (EHI).

«Использование спутников вместо радиотелескопов, расположенных на Земле, предлагает определенные преимущества», – рассказывает доктор наук Фрик Рулофс, представитель Университета Неймегена, ведущий автор статьи, излагающей соответствующую идею.

«В космосе можно выполнять наблюдения с использованием более высоких радиочастот, поскольку частично они отфильтровываются атмосферой Земли», – рассказывает Рулофс. «Кроме того, расстояние между телескопами в космосе больше, что означает возможность получения снимков с большим разрешением. Примерно в пять раз больше, чем в случае с опубликованными».

Несмотря на то, что полученные фотографии доказывают, что черные дыры существуют, ученые хотят узнать как можно больше деталей. Даже самое крошечное открытие может иметь огромные последствия.

«Тот факт, что спутники движутся вокруг Земли, дает значительные преимущества», – говорит в своем заявлении профессор радиоастрономии Хейно Фальке. «С их помощью можно получить почти идеальные фотографии, которые раскроют реальные детали черных дыр. Если будут какие-то отклонения от теории Эйнштейна, мы их увидим».

Ученые, предлагающие идею EHI, говорят о конкретной пятерке черных дыр, все из которых меньше снятой ранее. Система EHI сможет фотографировать большие черные дыры, расположенные в галактиках M87 или Стрелец A, в центре Млечного Пути, а также более маленькие черные дыры.

Конечно, для получения первой фотографии потребовались совместные усилия целого ряда стран. Поэтому для построения новой системы фотосъемки потребуется не меньше времени.

«Моделирование выглядит многообещающе с научной точки зрения, но с технической потребуется преодолеть определенные трудности», – отмечает Рулофс.

Ученые проконсультировались с Европейским космическим агентством (ESA), чтобы убедиться, что идея возможна для воплощения.

«Важно точно определять положение и скорость спутников», – рассказывает Владимир Кудряшов, исследователь из радиолаборатории Университета Неймегена, которая также работает с ESA/ESTEC. «Но мы действительно верим, что проект осуществим».

Одной из самых больших проблем может быть обмен данными между спутниками. «Для первого снимка жесткие диски с данными отправлялись самолетом в центр обработки. Из космоса получить данные сложнее», – отмечает Кудряшов.

Вот почему команда предлагает использовать лазерную связь. Данные частично будут обрабатываться на борту, а большая часть процесса завершится на Земле. Это будет похоже на лазерную связь, которая используется для мониторинга спутников, наблюдающих за Землей, которая применяется European Data Relay System.

«В космосе уже используются лазерные связи», – подчеркивает Кудряшов.

Ученые отмечают, что система может работать в качестве гибрида. В таком случае орбитальные телескопы будут соединяться с восьмеркой мощнейших телескопов на Земле, работать вместе для получения более четкого изображения.

«Использование такого гибрида может обеспечить возможность создания видео с черной дырой, а также можно будет наблюдать более маленькие дыры», – отмечает Фальке.